• Разное
  • /
  • Коновалов Артём Генадьевич

CMR - международная транспортная накладная. Необходимейший документ для международной перевозки грузов. Составляется в нескольких экземплярах. CMR – международная транспортная накладная: расшифровка аббревиатуры, Конвенция КДПГ как регламентирующий документ, требования и оформлению CMR.

Содержание

Правила заполнения бланка

Правила заполнения CMR довольно просты.

В первую очередь после номера накладной в документ вписывается информация об отправителе и получателе груза. Все необходимые сведения о продавце и покупателе можно взять из инвойса.

В следующие графы вносятся адреса мест погрузки и отгрузки товара. За отправку и приёмку груза отвечают фактические отправители и получатели груза, которые определяются с помощью соответствующих печатей. Эти печати проставляются в двадцать второй и двадцать четвёртой строках накладной. В них прописывается информация о том, кто отправлял и принимал груз. Если в 22-й строке ставится печать фирмы поставщика, то она совпадёт со штампом, который ставился в графе «Отправитель».

Бланк CMR оформлен так, что строки с седьмой по одиннадцатую представлены в виде одного блока. Это значит, что все они связаны между собой. Заполняя эти строки, нужно помнить о том, что каждому отдельному перевозимому продукту присваивают свой код ТН ВЭД. Кроме того, для каждого отдельного товара прописывается вес-брутто и количество мест, которые занимает тот или иной предмет.

После этих строк идёт графа, в которую нужно вписать суммарный вес товара и количество грузовых мест.

Накладная CMR оформляется на том же языке, что пакинги и инвойсы. При этом особое внимание нужно уделить тринадцатой графе товарно-транспортной накладной. Здесь прописывается таможенный терминал назначения или склад для временного хранения поставляемой продукции. Стоит отметить, что такие сведения содержатся только в этом документе. Так что если в этой строке будет допущена ошибка или опечатка, могут возникнуть проблемы с транспортировкой товара. Поэтому оформление CMR требует внимательности и серьёзного подхода.

Кроме того, в тринадцатой графе указывается и стоимость перевозимой продукции. Цена товара сюда вносится в той валюте, которая была указана в инвойсе.

В пятнадцатой строке накладной прописывается подробная информация об условиях перевозки груза.

Каждая CMR накладная должна содержать несколько обязательных печатей, без которых документ будет считаться недействительным. В первую очередь это касается печати грузополучателя, которая ставится по окончании поставки груза. Также в документе должна стоять печать, которая подтверждает прохождение грузом таможни. Помимо этого, в накладной есть место для печати контроля транспортировки, которая ставится в том случае, если груз проходит несколько пунктов таможенного контроля.

Приобретение накладных – кто имеет на это право?

Бланки накладных CMR относятся к бумагам с идентификационным номером и определенной степенью защиты. Порядок применения и заполнения накладных определяются законодательством. Бланки должны быть изготовлены в типографии, где их может заказать и приобрести поставщик груза, компания-перевозчик, экспедиторы товара.

Обычно бланки накладных CMR изготавливаются на самокопирующейся бумаге, с проставленными на каждой странице учетным номером и серией.

Что должен заполнять грузоотправитель?

Отправитель груза должен заполнять 17 пунктов ТТН CMR – с 1 по 15, 21 и 22. Эти графы накладной CMR содержат следующую информацию:

  • сведения об отправителе;
  • о получателе груза;
  • конечный пункт доставки груза;
  • данные о погрузке – дату и время;
  • документация по товару, характеристики груза, его особенности;
  • условия оплаты;
  • реквизиты таможенного контроля, куда доставляется груз;
  • место и время составления накладной CMR.

Графу за номером 23 также может заполнять поставщик груза. В ней он должен указать дату отправки товара и номер путевого листа. На основании этого документа происходит перевозка.

Бланк CMR — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.
Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

Фото 1

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

В каких случаях нужна ЦМР

ЦМР необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Как расшифровывается CMR

Наименование «CMR» — аббревиатура французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route».
В РФ принято название «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958 г. .
В разных странах CMR (международная товарно-транспортная накладная) CMR называют по-разному:

  • International consignment note (английский),
  • Frachtbief (немецкий),
  • Vrachtbrief (голландский),
  • Fragtbrevet (датский),
  • CMR-Fraktsedel (шведский),
  • Lettre de voiture international (французский),
  • Carta de porte internacional (испаснкий),
  • Lettera di vettura internazionale (итальянский).

В 1978 году в КДПГ включен ряд изменений, касающихся страхования груза и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер суммы к возмещению не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR).

Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах (одна из которых входит в Конвенцию).
Ни одна международная автомобильная перевозка и/или грузоперевозка не обходится без международной транспортной накладной.
Многие рассматривают CMR как простую формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.

Упускают, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы, но, досконально определяет права и ответственность участников международной автомобильной перевозки.

Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на международную транспортную накладную поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».
В любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ.
В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.

Компании-участники международных перевозок обращаются к декларации КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки.

Для чего нужна CMR (ЦМР)?

ТТН ЦМР необходимо применять при таких обстоятельствах:

  1. Имеет наличие оплата за перевозку груза.
  2. Места отгрузки и назначения находятся в разных странах.
  3. Одна из этих стран подписывалась под Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки.
  4. Груз перевозится с помощью автомобиля.

Можно сказать, что международная ТТН фактически является договором на перевозку груза.

Преимущества и недостатки страхования

Если есть такая необходимость, накладная CMR может быть застрахована. Речь идёт о страховании гражданской ответственности транспортной компании, которая выполняет международную перевозку груза автотранспортом в рамках КДПГ.

Такая страховка позволяет снизить риски транспортно-экспедиторской компании. Это значит, что если во время поставки будет нанесён вред грузу, страховая компания возместит ущерб.

Если перевозчик не позаботится о страховании товара, то финансовые риски лягут на его плечи. При этом финансовая ответственность наступает в случае потери и порчи товара, а также срывов сроков, прописанных в контракте на транспортировку груза.

Застрахованная CMR накладная позволяет перевозчику снизить финансовые риски. Кроме того, она даёт страховой компании такие преимущества:

  • наличие страхового полиса подтверждает честность и дееспособность транспортно-экспедиторской фирмы;
  • полис даёт гарантию возмещения убытков, в случае потери или серьёзного повреждения перевозимого груза.

Однако застрахованная форма CMR обладает и определёнными недостатками:

  • если груз пострадал по вине третьего лица, то денежная компенсация не производится;
  • с перевозчика снимается часть ответственности за сохранность груза;
  • финансовые издержки;
  • требует дополнительного времени на оформление страхового полиса.

Так как товарно-транспортная накладная такого образца является одним из важнейших документов на поставку товара автотранспортом, то серьёзно подойдите к процессу его оформления. Несколько раз перепроверьте корректность внесённых данных, чтобы избежать ошибок и опечаток, которые усложнят процесс транспортировки груза. Это позволит избежать проблем при перевозке продукции.

Что это такое в грузоперевозках?

Фото 3

Международная товарно-транспортная накладная по форме CMR — это документ, который является доказательством факта перевозки материальных ценностей от поставщика покупателю с помощью автомобиля, и содержит в себе полную информацию об участниках сделки и перевозимом грузе.

Перевод и расшифровка аббревиатуры

CMR, в русском варианте произношения звучит как ЦМР, это аббревиатура от международного названия этой формы — Convention Merchandies Routiers, что переводится как Конвенция о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Эта конвенция была подписана пятьюдесятью странами, в том числе, всеми странами ЕЭС. В странах, которые подписали Конвенцию, ее положения превалируют на внутренними транспортными законодательными актами. То есть, при спорных ситуациях, предпочтение суда будет за ее содержанием.

В разных странах, тем не менее, так же приняты и собственные названия этой ТТН:

  • International consignment note в англоязычных странах.
  • Frachtbief в Германии.
  • Vrachtbrief в Голландии.
  • Fragtbrevet в Дании.
  • CMR-Fraktsedel в Швеции.
  • Lettre de voiture international во франкоязычных странах.
  • Carta de porte internacional в Испании.
  • Lettera di vettura internazionale в Италии.

Что не является обязательным к заполнению

Как уже отмечалось ранее, графы, в которых идет речь о тарифах и стоимости дополнительных услуг 19, 27, 28 и 29, заполнять необязательно в том случае, если используется не сдельный вид тарифа, а договорной.

Согласно Конвенции, на накладной международного формата CMR можно проставлять только подписи, проставление печатей не является обязательным.

CMR: трудности перевода

Общепринятое в России название международной накладной – CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ». Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур. Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба. В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика. Там же определены основные требования к CMR.

Какие данные содержит в себе международная товарно-транспортная накладная CMR?

CMR – документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения груза через границу. Из международной товарно-транспортной накладной CMR можно узнать следующую информацию:

  • количество транспортируемого товара, его характер;
  • сведения о компании-перевозчике;
  • место происхождения товара и сведения об отправителе;
  • кто получатель груза;
  • маршрут транспортировки;
  • документация, на основании которой осуществляется перевозка;
  • сроки доставки.

В этой же накладной указывается, какой товар, когда и в каком виде поступил на таможню. Каждый из участников договора должен иметь при себе дубликаты этого документа.

Стоит заметить, что в CMR накладной содержатся все те же сведения, что и в коносаменте. Однако, в отличие от последнего, ЦМР не выполняет товарно-распределительную функцию.

Бланк CMR – сколько в нём должно быть листов?

Обычно ТТН CMR оформляется в формате из 10-14 страниц. По инструкции, помещенной в Письме ФТС России от № 04-30/22006, этот документ должен содержать от 6 и более страниц, каждую из которых заполняет определенный участник процесса перевозки: перевозчик, грузоотправитель, получатель, представитель таможни и т.п. Международная накладная CMR заполняется не менее чем в 4-х экземплярах, но практика показывает, что лучше всего оформлять 7 экземпляров.

Расшифровка и назначение

Расшифровка CMR довольно проста. С французского языка это понятие переводится как Конвенция о международной транспортировке товаров посредством автотранспорта.

СМР накладная – важнейший международный документ, который играет особую роль в вопросах организации автоперевозок. В нём отражаются основные сведения о транспортном маршруте, перевозимом товаре и самом перевозчике. Она содержит такие данные:

  • количество товара;
  • юридическое наименование компании перевозчика;
  • время, затраченное на транспортировку груза;
  • маршрут, по которому перевозили товар;
  • информация о документах, на основании которых осуществлялась поставка;
  • название компании отправителя;
  • название компании грузополучателя.
Помимо этого, CMR накладная даёт подробную информацию о том, в каком виде и когда перевозчик принял товар от отправителя. Здесь же прописываются данные о состоянии товара и упаковки в тот момент, когда он поступил на таможню.

Порядок внесения изменений

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 КДПГ перевозчик имеет право изменить информацию в накладной по просьбе грузоотправителя, ведь это он является покупателем услуги, в данном случае. Грузоотправитель должен подтвердить свою просьбу в письменном виде.

Следует обратить внимание, что в других случаях исправления и помарки в ЦМР не допустимы.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются. Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится. Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора. А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

  1. Транспортировка груза производится посредством автомобильного транспорта.
  2. Перевозка осуществляется не безвозмездно – за вознаграждение (оплату).
  3. Пункты загрузки и выгрузки расположены на территориях разных стран.
  4. Резиденты, подписавшие договор, должны представлять хотя бы одно государство, ратифицировавшее КДПГ.

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Фото 3

Какие существуют типы накладных?

В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:

  • накладная AWB –для авиационных перевозок;
  • накладная RWB – для перевозки товара железнодорожным транспортом;
  • коносамент – для морских грузоперевозок;
  • накладная CMR – для перевозок автотранспортом.

Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.

Ответственность за неправильно заполненную накладную

За неправильно заполненную накладную несет ответственность прежде всего отправитель. У перевозчика в связи с неправильным или недостаточным заполнением могут возникнуть проблемы. А поскольку человеком, заполняющим основные пункты, является грузоотправитель, то все претензии будут предъявляться именно ему.

Как заполнить CMR и чем нужно руководствоваться при этом?

Накладная CMR оформляется при условии, что страной, где проживает отправитель или получатель груза, ратифицирована часть договора Конвенции ДПГ (о договоре международной перевозки грузов автотранспортом) от , где идет речь о международных автомобильных грузоперевозках.

Нормами данной конвенции регулируются правила осуществления автоперевозок и порядок оформления юридических отношений между тремя сторонами-участниками договора – отправителем, перевозчиком, получателем. Нормативы действительны также в отношении транспортировку грузов муниципальных учреждений. Образец накладной CMR унифицирован для всех стран, ратифицировавших Конвенцию. Однако следует знать, что данный документ признается не всеми государствами, на территории европейских стран такой документ оформлять обязательно.

В России форма и правила заполнения регламентируются письмом ФТС РФ от № 04-30/22006. В случае отсутствия международной накладной на груз может быть наложен арест, а на отправителя и перевозчика – штрафные санкции, размер которых определяется законодательством государства, в котором произошел инцидент.

Дополнительная документация – нужно ли её указывать?

В пятой графе указываются виды документов, которые прилагаются к товарно-транспортной накладной международного образца. В таком случае отправитель груза может отметить такую документацию:

  • При транспортировке животных либо сырья животного происхождения, корма, препаратов для лечения животных – ветеринарный сертификат.
  • Если транспортируется продукция, подпадающая под карантин, – карантинный сертификат.
  • Фитосанитарный сертификат – если транспортируются растения.
  • Сертификат качества – для перевозки промышленной и продовольственной продукции.
  • Отгрузочная спецификация.
  • Необходимые разрешения от органов власти, если в них есть потребность.
  • Акт, подтверждающий загрузку транспорта.
  • Счет-фактура.

Все данные, указанные в предоставленной дополнительной документации, должны обязательно совпадать с информацией, указанной в накладной CMR. Разночтения вызовут проблемы с таможенным оформлением груза.

Вопросы и ответы

Возможно ли оформление транзита по cMR? груз импортный, прибыл в порт г.Новороссийска, конечный маршртут следования - Украина. транзитный пункт- таможенный пост Ростова.

Эксперт:

Отчего же, можете оформить, конвенция КДПГ предусматривает это, а Россия и Украина члены конвенции.

На всякий случай, ст. 1 конвенции:

1. Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные а договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.

Эксперт:

Виктория.

Согласно статье 182 Таможенного кодекса ТС «Транзитная декларация»

1. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.
2. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

CMR как раз является специальным видо товарно–транспортной накладной для оформления международных грузоперевозок автомобильным транспортом на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной.

Поэтому таможенное оформление транзита с использованием CMR не противоречит нормам законодательства и вполне допустимо.

Порядок подачи регулируется Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (ред. от 18.07.2014) «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

С уважением, Роман.

Эксперт:
Возможно ли оформление транзита по cMR? груз импортный, прибыл в порт г.Новороссийска, конечный маршртут следования — Украина. транзитный пункт- таможенный пост Ростова.Вопрос в том, что авто везет по CMR но только по территории РФ, т.е. хоть и указан пункт выгрузки Украина, но авто следует только от одного таможенного поста до другого, авто при этом таможенный перевозчик без допуска международного, в дальнейшем планируется перетарка и доставка авто у которой есть допуск

CMR — это международная товарно-транспортная накладная. Если груз на т/с будет перевозиться из морского порта Новороссийск до таможенного поста в Ростове, то это внутрироссийская перевозка и она должна сопровождаться оформлением ТТН.

А вот после перегрузки товара в другое т/с, на котором товар будет перевозиться из Ростова до места выгрузки на Украине, перевозка будет международной и поэтому на неё нужно будет оформлять CMR.

Мы, ООО РФ (упрощенка), продаем товар клиенту (юрлицо) в республику Беларусь. Товар - косметика. Валюта - рубли РФ.

Прошу помочь понять схему документооборота, в том числе:

- что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?

- что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?

- есть ли особенности при составлении договора?

- нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?

Прошу помощи. Очень на вас рассчитываю.

Эксперт:
— что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?
Алексей

это международная транспортная накладная, вам она не нужна, так как РФ и Белоруссия входят в одно таможенное пространство

— что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?
Алексей
— нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?
Алексей

нет не нужно, так как расчеты у вас будут в рублях в пределах ЕврАзЭС

— есть ли особенности при составлении договора?
Алексей

нет, никаких особенностей нет, единственное рекомендую, определить российскую подсудность в случае споров

Эксперт:
— что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?

Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Оформляет CMR перевозчик, по одному экземпляру на машину.

Однако, если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?

Паспорт сделки на основании ФЗ «О валютном контроле» оформляется, если стоимость контракта на поставку в эквивалента превышает 50 000 долларов США. Однако в Вашем случае он не нужен, т.к. Вы работаете с Белоруссией, которая входит в ЕврАзЭС

— есть ли особенности при составлении договора?

Необходимо прописать в договоре, за чей счет осуществляется перевозка, и когда осуществляется переход права собственности на товар.

— нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?

Нет, не нужно.

Если есть еще вопросы, буду рада ответить.

Эксперт:
что такое CMR? кто оформляет? сколько экземпляров?
Алексей

Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям:

за перевозку уплачивается вознаграждение;
места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;
по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;
перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

www.rostek.vbg.ru/customs/docs/mezhdunarodnaya_tovarno_transportnaya_nakladnaya_cmr.php

что такое паспорт сделки? нужно ли оформлять?
Алексей

Паспорт сделки представляют резиденты, как юридические, так и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели). Сделать то требуется при списании иностранной валюты со счета в уполномоченном банке либо не позднее 15 рабочих дней со дня поступления инвалюты на счет в данном кредитном учреждении (п 1.3 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И).

При осуществлении валютных операций в инвалюте резиденты представляют в уполномоченный банк (его филиал) справку о валютных операциях и иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.
Что касается первого из названных документов, под ним понимается справка об идентификации по видам валютных операций средств в инвалюте, поступивших на банковский счет резидента открытого в уполномоченном банке или списываемых с него. Форма и порядок составления справки утверждены Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И; далее — Инструкция № 117-ФЗ). Эта бумага является подтверждением совершение валютной операции.
Конкретный перечень «иных документов» в Инструкции не приведен. Однако из положений Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ) можно сделать вывод, что органы и агенты валютного вправе запрашивать, а резиденты и нерезиденты в свою очередь обязаны предоставить, необходимую документацию, связанную с проведением валютных операций, в том числе и паспорт сделки (п. 4 ст. 23, подп. 1 п. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ).

www.buhgalteria.ru/article/n51282

есть ли особенности при составлении договора?
Алексей

особенностей никаких нет, составляйте согласно ст 421 ГК РФ — свобода договора и пропишите все важные для Вас пункты: предмет договора, отв-ть сторон, порядок оплаты, стоимость товара, порядок поставки, претнзионыый порядок и порядок рассмотрения споров в суд. порядке

нужно ли мне предоставлять справку о валютных операциях в банк?
Алексей

об этом написано выше, да необходимо предоставылять справку в банк

Эксперт:

Не могу точно сказать об актуальности НПА, поскольку он Белорусский, но по состоянию на май 2010 года нужно было оформлять и CMR и ТН-2

МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬПИСЬМОот 27 мая 2010 г. N 8-2-7/2255О ПРЕДСТАВЛЕНИИОБРАЗЦОВ БЛАНКОВ ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в соответствии с запросом от 14.04.2010 N 3-1-05/282 сообщает следующее.
При перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты предпринимательской деятельности (резиденты Республики Беларусь) оформляют CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной „СМР“ и Инструкции по ее заполнению». Дополнительно к CMR-накладной прилагается товарная накладная формы ТН-2, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 „Товарно-транспортная накладная“ и ТН-2 „Товарная накладная“ и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 „Товарно-транспортная накладная“ и ТН-2 „Товарная накладная“.
Транспортным документом при перемещении товаров воздушным транспортом является авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12.10.1929 с поправками, внесенными в Гааге 28.09.1955. Белорусские авиакомпании при перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации используют вышеуказанный документ. Национальная авиакомпания „Белавиа“ является действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (International Air Transport Association IATA) и в этой связи резолюции IATA являются обязательными для исполнения авиакомпанией. Форма AWB и порядок их заполнения приведены в Резолюциях IATA 600 a, 600 b.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом, в том числе в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Указанным Соглашением утверждена накладная СМГС (товаротранспортная накладная), являющаяся договором перевозки. Форма накладной СМГС и порядок ее заполнения определены в приложениях 12.1 — 12.5 СМГС. В Республике Беларусь используются бланки СМГС — Накладная малой скорости.
Образцы бланков вышеуказанных товаросопроводительных документов прилагаются.
В целях обеспечения контроля за легальностью поставок товарно-материальных ценностей с территории Российской Федерации просьба предоставить образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться субъектами предпринимательской деятельности Российской Федерации при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в том числе ручной кладью, почтовым отправлением, с использованием автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.
Заместитель Министра
В.Б.КАМЕНКО

С уважением, Иван.

Эксперт:

Алексей.

Дополню, что именно CMR может быть необходим в первую очередь для оформления пакета документов подтверждающих ставку 0% по НДС. Поскольку у вас упрощенка, необходимости оформлять именно CMR для вас я не вижу, вы можете оформить другой документ, в зависимости от способа доставки товара, каким документом вы оформляете поставку пропишите в договоре.

Согласно письму Минтранса РФ от 24.05.2010 № ОБ-16/5460:

Министерство транспорта Российской Федерации рассмотрело письмо Федеральной налоговой службы от 14.04.2010 N 3-1-05/284 относительно представления образцов форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Российской Федерации при перемещении товаров в Таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь (с территории Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками), в том числе, с использованием автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, и сообщает следующее.
При перемещении товаров в Таможенном союзе по территориям указанных республик с использованиемавтомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации может использоваться форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
При оказании услуг с использованием воздушного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации могут использоваться следующие транспортные документы, подлежащие в соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ обязательному применению для удостоверения договоров воздушной перевозки грузов и утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.05.1998 N 16-00-27-23:
нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов;
грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов.

При перемещении товаров в Таможенном союзежелезнодорожным транспортом хозяйствующими субъектами Российской Федерации могут использоваться формы транспортных (товаросопроводительных) документов, приведенные в Приложении 12.1, 12.2, 12.3, 12.4 Служебной инструкции к Соглашению о Международном Железнодорожном Грузовом Сообщении (СМГС, действует с 1 ноября 1951 г. с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г.).

Справку о валютных операциях в банк вы предоставлять должны на основании п. 3.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

3.8. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 — 3.13 и 3.15 настоящей Инструкции):
при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента;

Паспорт сделки, как указал коллега, нужен при сумме контракта более 50 000 долларов. Порядок оформления паспорта сделки указан в Главе 6 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

Непредставление справки и паспорта сделки может повлечь ответственность по ст. 15.25 КоАП РФ:

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок — (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Относительно особенностей составления договора: как я уже сказал, пропишите каким документом осуществляется доставка, а также, укажите нюансы, которые указали коллеги.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.vtk-trade.ru/informatsiya/177-ispolzovanie-nakladnoj-cmr-pri-perevozke-gruzov-avtotransportom
  • https://www.east-import.com/stati/nakladnaya-cmr-v-gruzoperevozkah/
  • https://vedinform.com/freight/trans-docs/cmr.html
  • https://www.eride.ru/blog/cmr-mezhdunarodnaya-transportnaya-nakladnaya/
  • https://pravo.guru/zzp/torgovlya-i-tovary/nakladnaya/vidy-n/tovarno-transportnaya-naklad/cmr-mezhdunarodnaya.html
  • https://finswin.com/projects/dokumenty/smr.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий