• Разное
  • /
  • Коновалов Артём Генадьевич

Какие заболевания входят в ОВЗ? Что значит ОВЗ? Расшифровка термина: ограниченные возможности здоровья. Рассмотрим все эти вопросы в данной статье. Я проходила курсы по инклюзивному образованию, а тем кто не работает с детками с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ: отличия

Инвалидность и ограниченные возможности – не одно и то же. В широком понимании, всех инвалидов относят к категории ОВЗ, но не любое ОВЗ дает возможность получить инвалидность с ее привилегиями. Дети-инвалиды ограничены в нормальной жизнедеятельности, не могут обслуживать себя самостоятельно, передвигаться, обучаться. Малыши, имеющие ОВЗ, имеют такие недостатки здоровья, из-за которых обучение должно происходить в особенных условиях – в этом разница.


Чтобы получить статус инвалида, необходимо пройти федеральную медико-социальную комиссию. Чтобы получить статус ОВЗ – достаточно получить справку из ПМПК. Льготы у этих категорий разнятся. Инвалиды, кроме всего прочего, могут получать денежные пособия, тогда как для статуса ОВЗ обеспечивается только специальное обучение. Именно оно является главной целью государства по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Термин Федеральный государственный образовательный стандарт (именно так звучит расшифровка аббревиатуры ФГОС) – это специальные требования, которые предъявляются ко всем учебным заведениям в стране. Их задачей является создание единства и преемственности всех обучающих программ, начиная с дошкольных.

Переводясь из одного образовательного учреждения в другое, малыш не должен испытывать сложностей в обучении. Но это касается только здоровых детей. Не все детские сады и школы имеют специалистов, знакомых с инклюзивным образованием, подходящую материально-техническую базу для детей с нарушениями. Даже те школы и садики, которые ориентированы на малышей с ОВЗ, руководствуются принципами, установленными во ФГОСах: поддержку детства, сохранение индивидуальности каждого обучающегося, гуманизма, уважения.

Что такое ОВЗ

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему.


При постоянных нарушениях люди с ОВЗ имеют психологические проблемы. К ним относятся: низкая самооценка, тревожность, неспособность быть уверенным в себе. Психологическую работу специалисты начинают вести с рождения. В дошкольном возрасте подключается инклюзивное образование и общая социальная адаптация. Во время лечения временных болезней родитель может настоять на домашнем обучении, если проблема со здоровьем требует длительного времени. Другие специальные условия не создаются.

Работа с детьми с нарушениями строится в зависимости от того, какая область здоровья пострадала:

  • При нарушениях психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) – необходима коррекционная программа обучения, отличающаяся темпом. Вырастая дети с такими ограничениями могут вести обычный образ жизни. Просто для этого требуется больше времени, терпения и внимания.
  • При проблемах с сенсорикой (зрительных, слуховых и так далее) – требуется внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий, а также педагогов, прошедших специальную подготовку. Слабовидящих и слепых придется обучать шрифту Брайля, слабослышащих и глухих – жестовому языку. Большую работу придется проделать и с родителями.
  • При болезнях, сказывающихся на состоянии работы организма (сердца, дыхательной системы) – не обойтись без помощи медиков. План лечения, позволяет больному ребенку находиться в обычном классе или группе ДОУ без угроз для здоровья.
  • При проблемах статодинамической функции, когда ребенок не может передвигаться без инвалидной коляски, первоочередная работа строится на создании комфортной психологической среды. Инклюзивное образование позволяет таким ребятам проходить обучение в обычной школе.

Комбинированные группы ОВЗ

Как уже сказано выше, часто дети с нарушениями имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, где создаются комбинированные группы в рамках инклюзивного образования. Ключевую роль в процессе имеет не изменение материально-технической базы детского сада или школы, а полноценное преобразование всей обучающей среды. Это означает:

  1. Развитие каждого ребенка определяют на базе регулярных проверок составляется индивидуальный план работы.
  2. Общая образовательная деятельность адаптируется, чтобы все малыши с нарушениями, входящие в группу, могли участвовать в образовательном процессе, не выделяясь на фоне здоровых воспитанников.
  3. Обучающая работа ведется совместно с несколькими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.
  4. Проводится дополнительное консультирование родителей.

Создать условия можно на базе простой школы, детского сада, но учителя и воспитатели проходят особую переподготовку. Их обучают работе с особыми воспитанниками, взаимодействию с ними одновременно со здоровыми учениками. В результате продуктивной работы дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.

Категории детей с ОВЗ

В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют:

  1. С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.
  2. Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.
  3. С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.
  4. Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
  5. С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.
  6. Дети с задержкой психического развития.
  7. Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.

Принципы работы во всех случаях будут разными и во многом они зависят от того, в какой момент проявились проблемы. Дети, имеющие нарушения с рождения или раннего детства, привыкают к ним и обучать их по специальной программе можно начать с рождения, что повышает результат. Малыши, потерявшие слух или зрение несколько лет спустя, уже имеют некоторый костяк знаний, но и адаптироваться к коррекционной программе им может быть трудно. Сначала их приучают пользоваться доступными возможностями тела.

Возможности детей с ОВЗ

Способности каждой категории детей различаются и без точного представления о том, что доступно таким обучающимся, трудно реализовать эффективную работу. Рассмотрим возможности каждого типа проблем по очереди. Дети с любой степенью нарушений слуха всегда плохо усваивают и понимают устную речь. Это приводит к снижению уровня интеллектуального и эмоционального развития. Обучаться в условиях обычного образовательного учреждения оказывается трудно. Но в специальной школе, под присмотром сурдолога, дефектолога и психолога, даже глухой малыш может получить хорошее образование.


У слабовидящих и слепых малышей с самого рождения познание окружающего мира происходит с помощью слухового и осязательного восприятия. Без представления внешнего вида предмета им трудно развивать речь, поэтому в обучении обязательно должен участвовать логопед. Он научит правильно понимать смысл слов и соотносить их с предметами.

Нарушения зрения сильно ограничивает физическое развитие, координация движений, а значит и здоровье, поэтому не лишним будет участие в образовании учителя физкультуры.

Возможности детей, имеющих особенности умственного развития или ЗПР, зависят от того, в какой степени проявились отклонения. Легкая степень позволяет обучаться, но речь развивается очень медленно и часто останавливается на том же уровне, что и у подростков. В результате они имеют большой словарный состав, могут нормально функционировать в группе людей, ухаживать за собой, даже выходить на простую работу. Дети со средней степенью умственной отсталости плохо взаимодействуют вне ограниченного круга лиц, поэтому кроме специального обучения, им нужен еще и постоянный присмотр. Тяжелые степени нарушений не поддаются обучению.

При нарушениях речи, если они существуют сами по себе и не подкрепляются проблемами интеллектуальной сферы, малыши могут ходить в обычную группу детского сада. За его пределами с ними ведется индивидуальная работа логопеда, дефектолога, психолога. Некоторыми специалистами считается, что малышам с проблемами речи полезно проводить время рядом со здоровыми детьми, чтобы учиться у них. Другие настаивают на обучении в специальной группе по логопедии. Решение должно приниматься персонально, с учетом психологических и психических особенностей.

Возможности детей с расстройствами аутистического спектра зависят от конкретного синдрома. Объединяет их одно правило: чем раньше малыш начнет получать психолого-педагогическую помощь, тем выше вероятность, что он сможет адаптироваться к нормальной жизни. Самый распространенный — синдром Аспергера. Его симптомы пропадают полностью у 20 % взрослых людей. Хотя проблемы с общением, эмпатией и некоторыми коммуникативными навыками останутся навсегда.

Сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение малышей с ОВЗ должно включать в себя несколько направлений психолого-педагогической работы:

  1. Диагностику через наблюдение, тестирование, анкетирование. Специалисты должны провести индивидуальную работу, уточнить в какой степени ограничен ребенок в получении образования, как это повлияло на его личность.
  2. Поиск решения, то есть составление индивидуального плана, следуя которому можно создать особые условия обучения и скорректировать имеющиеся нарушения.
  3. Собственно работу, включающую в себя процесс обучения, консультирование родителей, периодическую диагностику и прочие особенности получения знаний и навыков.

Родитель может самостоятельно выбрать, в каком учебном заведении будет обучаться ребенок: специальном или с инклюзивным образованием. Но в этом вопросе нужно прислушаться к мнению педагогов. Домашнее образование допускается, но оно снижает социальные и бытовые навыки, ухудшает психологическое состояние. Остается меньше шансов найти работу и обходиться без помощи других людей.

Фото 1

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
Фото 2

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Фото 3

Список заболеваний, относящихся в ОВЗ

Я часто пишу о работе с детьми с ОВЗ, о разных методиках и подходах, но вот кто же эти дети с ограниченными возможностями здоровья, которых именуют этой краткой аббревиатурой?

Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)

В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

2. задержка психического развития (ЗПР)

В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)

Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.

4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)

В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.

5. речевые отклонения

Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата

Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.

7. расстройства поведения и общения

В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.

8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)

В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.

Надеюсь, теперь вы имеете хотя бы общее представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья. Если статья оказалась для вас полезной, пожалуйста, поставьте «лайк». Подпишитесь на новости, если вы еще не с нами, буду рада новым читателям моего блога!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Фото 4

Справка ОВЗ: вид

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это льготная категория граждан, но для получения статуса ОВЗ необходимо собрать некоторые документы. Процедура оформления особого положения выглядит так:

  1. Если родитель считает, что малыш может претендовать на статус ОВЗ, он должен обратиться к медицинскому специалисту, который подтвердит это и выдаст направление на прохождение комиссии.
  2. Затем необходимо пройти каждого врача, входящего в комиссию и получить справку о том, что ограничения существуют и они мешают усвоению программы.
  3. На последнем этапе ребенку будет присвоен статус.

Положение ОВЗ дает множество льгот, самыми значимыми из которых являются:

  • Возможность бесплатно получать логопедическую, психологическую, дефектологическую помощь.
  • Возможность бесплатно питаться в столовой учебного заведения.
  • Возможность получать образование там, где практикуется инклюзивное обучение.
  • Возможность сдавать выпускные экзамены в школе, имея дополнительное время.

Выдать справку, подтверждающую статус ОВЗ может только государственная психолого-медико-педагогическая комиссия. Срок действия справки ограничивается одним календарным годом. Никаких материальных благ и пособий сам малыш с нарушениями или его официальные представители не получат.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Фото 5

Классификация видов ОВЗ у детей

Уровни отклонений различных категорий ОВЗ

По общепринятой классификации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условно делятся на 4 категории, обусловленные степенью отклонения от нормы и вероятностью приспособления к повседневной жизни.

Таблица классификации детей с ОВЗ по видам и степеням тяжести.

Официальная классификация ОВЗ

В 80-е гг. ХХ столетия ВОЗ утвердила шкалу определения ограничений возможностей, состоящий из 3 стадий и принятую в Британии. Классификация детей с ОВЗ по видам содержит поступательные этапы:

  1. Болезнь, заключающаяся в любом осложнении, ущербе или неправильности анатомического строения, физиологии либо психологии.
  2. Какой-либо изъян и невозможность выполнения функций, обыденных и привычных для других людей.
  3. Нетрудоспособность.

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.

Классификация по группам функциональных нарушений

Выделяются следующие категории нарушений:

  • слуховая группа, к которой относят глухих, слабослышащих и позднооглохших ребятишек;
  • нарушение зрения, в которую входят слепые и слабовидящие детки;
  • вербальные сбои разной степени;
  • отставание интеллектуального развития;
  • повреждение опорно-двигательной системы;
  • задержка психо-речевого развития;
  • отклонения в эмоциональной и волевой области.

Важно! К отдельной категории в этой классификации относятся дети с множеством расстройств, отличающиеся комбинацией двух и более отклонений.

Дети с нарушением слуха

Утрата способности слышать обделяет ребенка существенным ресурсом получения сведений и сдерживает этим его умственное развитие. Производится дополнительная классификация на несколько категорий детей с дефектами слуха:

  1. Совершенно не слышащие, отличающиеся абсолютной дисфункцией слуховых анализаторов, не позволяющей им накапливать словарный запас.
  2. Слабослышащие, характеризующиеся фрагментарной слуховой неполноценностью, напрямую воздействующей на развитие речевых способностей и обусловливающей отклонения в формировании мыслительных способностей и памяти.

Отличительные черты личности и манеры поведения неслышащих и слабослышащих не считаются детерминированными и весьма неплохо корректируются в случае организации надлежащих условий. Большую роль в постижении окружающего мира играют остальные чувства:

  • осязание,
  • движение,
  • зрение,
  • вибрация.

Специфика мышления ребенка с расстройством слуха обусловлены заторможенным освоением словесных понятий. Нарушение слуха воздействует на становление всех интеллектуальных процессов, вызывая трудности применения теоретических навыков в жизни и отставание от общего уровня своих ровесников.

Серьезные нарушения речи

Специфика вербального развития воздействует на становление личности и интеллекта. Расстройство речевых функций усложняет приспособление в социуме и нуждается в исправлении отклонений, которые влияют на иные сферы – чувственную, мыслительную и волевую. Взаимосвязь словесных нарушений с иными моментами развития психики выражается в особенностях мыслительной деятельности. Такие детки располагают осуществимостью для нормального интеллекта, однако запаздывают с совершенствованием словесно-логического, им трудно даются операции сопоставления и подведения итогов. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе.

Соматические заболевания

Дети, страдающие болезнями отдельных органов, отличаются сохранностью интеллектуальных способностей и внешне выглядят как обычные, тем не менее они в классификации выделяются в отдельную группу. Таких ребят характеризует различные недоразвития:

  • личностных качеств,
  • мыслительная инерция,
  • приятие минимального объема информации,
  • отсутствие интереса к новому

и др.

Умственное отставание

Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

Многие из них осваивают первые слова лишь к 4-5 годам. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители или замещающие лица.

Отклонения психического развития (ЗПР)

Такие дети отличаются непостоянством внимания, несосредоточенностью, перманентной трудоспособностью, отсутствием целенаправленной деятельности. Многие дети сложно воспринимают окружающее. Память таких детей, особенно вербальная, имеет особенности нечеткого воссоздания и скорой утраты информации. Отстают они в процессе оперирования пространственными понятиями, выделения фрагментов из целого и их соединения. Ребенка с ЗПР выделяют проявления тревожности в отношении к человеку, который рядом, усиливающейся с возрастом. Они также формируют довольно большую группу в классификации.

Нарушение и расстройство опорно-двигательных функций

Для ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации. Обычно такие дети эгоистичны, не считаются с интересами других, не могут взаимодействовать в составе группы.

Аутизм

Заболевание представляет собой удаление ребенка от реальной обстановки в выдуманный мир. Возникновение болезненного состояния связано с патологией или воздействием психотропных и других препаратов. Важными признаками аутизма являются:

  • абсолютное отсутствие нужды в коммуникации с посторонними;
  • замкнутость;
  • совершенная бесчувственность к родственникам;
  • повышенная восприимчивость к слабым стрессорам;
  • единообразное поведение, склонное к стереотипам;
  • всевозможные вербальные расстройства.
Фото 6

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Вопросы и ответы

являются ли дети с общим недоразвитием речи - детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону об образовании

Эксперт:

конкретного перечня заболеваний, руководствуясь которым можно определить наличие ограниченных возможностей здоровья у обучающегося нет.

Это определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», эта комиссия создаётся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в её состав входят врачи: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог),учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог.

Исходя из того, что в состав комиссии входит логопед, полагаю ОНР может служить причиной для признания обучающегося обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Доброго времени суток, хотел бы узнать такой нюанс, в общеобразовательной школе 2 класс, с моим ребенком учиться мальчик, с диагнозом ОВЗ, не дает спокойно вести урок, кричит плачет и т.д. есть ли возможность этого ребенка каким либо образом на законных основаниях ,,убрать,, из класса, перевести в спецшколу или надомное обучение?

Эксперт:

Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей  ребенка.

Таким образом, образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Работаю воспитателем в группе общеобразовательной направленности. В мае этого года ребенок прошёл ПМПК и получил статус ОВЗ. Положен ли увеличенный отпуск (56 дней) воспитателю?

Эксперт:

Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников, утверждена Постановлением Правительства РФ  от 14 мая 2015 года № 466 (постановление № 466)

По общему правилу продолжительность удлиненного отпуска для педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня (пункт 1 раздела I приложения к постановлению № 466). Удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для педагогических работников, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (пункт 4 раздела I приложения к постановлению № 466).

Я работаю по адаптированной программе с детьми с ОВЗ- инклюзивное обучение, в должности музыкального руководителя. Дети с ОВЗ посещают группу общеразвивающей направленности с обычными детьми. Имею ли я право на продолжительный отпуск, согласно Постановлению за № 466 от 14 мая 2015 года? Имею ли я право на отпуск 56 дней Постановление не работает?

Эксперт:

Указанное постановление действующее. https://normativ.kontur.ru/doc... В соответствии с ним право на отпуск в 56 дней имеют 

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»

 Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска — 56 дней

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678)

Раздел I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель

Инструктор-методист

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Концертмейстер

Логопед

Мастер производственного обучения

Методист

Музыкальный руководитель

http://ivo.garant.ru/#/documen... Таким образом, если ваша работа официально связана с обучением летей с ОВЗ, Вы имеете право на отпуск в 56 дней. Вам обязаны его предоставить. С уважением Евгений Беляев

Эксперт:

Вера!

Приложением к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 установлен перечень РАБОТНИКОВ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, которым положен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

Среди таких работников указаны воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении (пункт 4 раздела III Перечня). Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для такой категории работников составляет 56 дней.

Исходя из содержания указанного выше пункта Перечня, достаточно того, что воспитатель фактически работает с детьми с ОВЗ. Не обязательно, чтобы в группе находились только лишь дети с ОВЗ. Программа и условия преподавания для детей с ОВЗ специально адаптирована под таких детей.

Таким образом, если Вы официально работаете в группе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Вам полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск согласно указанного Выше Перечня.

Эксперт:

Вера.

Постановление является действующим.

В соответствии со ст.334 Трудового кодекса РФ

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналгичная норма имеется и ФЗ «Об образовании» (пп.3 п.5 ст.46).

Во исполнение указанных норм ТК РФ И ФЗ «Об образовании» норм постановление и издано.

В пункте 4 приложения к нему указана продолжительность отпуска педагогических работников, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. И эта продолжительность 56 дней.

Должность музыкального руководителя включена в данный подраздел.

Поэтому Вы имеете право на удлиненный отпуск.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html
  • https://proinvalid.ru/informatsiya/deti-s-ovz
  • http://freeschool-nn.ru/kakie-zabolevaniya-vxodyat-v-ovz/
  • https://metodbv.ru/ovz-kakie-zabolevaniya-vhodyat/
  • https://onlymama.ru/drugie-narusheniya/ovz/klassifikatsiya-detej-s-ovz/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий