Аренда земельного участка под бизнес у государства и муниципалитета. Инструкция как взять землю для коммерческой деятельности. Арендовать землю у государства может любой гражданин РФ или юрлицо. Но процесс предполагает соблюдение определенного порядка. Как по закону оформляется аренда государственной земли в 2019 году?

Варианты получения земли в аренду

Существует несколько вариантов обретения долгожданного участка земли в пользование:

  1. Аукцион по инициативе органа власти. В этом случае информацию о намечающихся торгах следует искать в СМИ. Подавать заявку необходимо за 5 дней до назначенной даты. Победа в торгах отдается лицу, чей вариант суммы аренды превышает все прочие предложения.
  2. Торги по инициативе нанимателя. Проводятся на основании обращения потенциального нанимателя в орган власти с просьбой предоставить ему в аренду участок, подобранный самостоятельно. В случае если иных претендентов на землю не имеется, договор оформляется на инициатора аукциона. Вариант возможен лишь в том случае, если актуальная территория состоит на учете в кадастре.
  3. Подача заявки на получение надела в аренду без проведения торгов после подбора территории уполномоченным органом. В этом случае, заинтересованное лицо подает заявку и пакет соответствующих бумаг в государственный орган власти. Далее, действия выполняет последний. После подбора участка наниматель приглашается для подписания договора.
  4. Аренда не зарегистрированного в кадастре земельного надела. Здесь потенциальному арендатору следует самостоятельно провести процедуру межевания и поставить выбранный участок на кадастровый учет, разумеется, с согласия администрации. При этом все манипуляции проводятся за счет заинтересованного лица.

Отдельно стоит упомянуть о категориях граждан, обладающих правами на получение земли вне очереди. В группу льготников входят:

  • многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами;
  • граждане, стоящие в очереди на увеличение жилплощади в конкретном регионе более 5 лет;
  • пенсионеры, работники сельской местности;
  • инвалиды, награжденные герои и участники боевых действий;
  • военнослужащие.

Список может несколько отличаться в зависимости от региона подачи заявки на аренду земли.

Как получить участок для застройки?

Участки, на которых предполагается возведение зданий и сооружений, реализуются через аукционы, организуемые по инициативе муниципальных властей. Чтобы быть в курсе актуальных предложений, нужно постоянно просматривать официальный сайт администрации, городские газеты и журналы.

Хлопоты об организации и проведении аукциона ложатся на местную администрацию. Она выбирает и публикует место и время события, определяет начальную стоимость, правила «игры» и сроки заключения договора с победителем. Сведения о торгах должны быть размещены в общедоступных источниках не позднее, чем за 30 дней до мероприятия.

Как получить землю в аренду у государства, если муниципалитет выступил инициатором торгов? Нужно не позднее, чем за пять дней до события, принести лично или направить по интернету документы:

  • заполненную заявку;
  • копию удостоверения личности;
  • платежку, подтверждающую внесение денежного обеспечения.

Будущему временному владельцу не о чем беспокоиться: реализуемые участки предназначены для строительных нужд согласно местным правовым актам. Побеждает тот участник аукциона, который называет наивысшую арендную плату. Первоначальная ставка устанавливается на уровне 1-2% от кадастровой стоимости надела, затем в ходе торгов она поднимается.

С 2015 года муниципалитеты могут включать в один аукционный лот только один участок земли. Это законодательное правило введено для того, чтобы аренда оказалась доступной как для крупных фирм, так и для физических лиц.

Осторожно! Мошенники

В августе 2018 многодетная семья из села Кривское Курганской области, решила арендовать землю для личного подсобного хозяйства. Как вы уже знаете, законодательство позволяет получить участок без аукциона в случае отсутствия других претендентов. Действуя согласно установленному порядку, муниципальные власти опубликовали в Интернете извещение о поступлении заявления от лица, желающего заключить арендное соглашение в отношении земельного надела.

Удивительно, но у этой семьи вдруг появились два соперника из Московской области, в результате чего местная администрация была вынуждена назначить торги. Но принял участие в аукционе лишь один претендент – отец многодетной семьи. Другие лица, первоначально изъявившие желание бороться за землю, аукцион проигнорировали и вообще исчезли из поля зрения. Казалось бы, ничего особенного не произошло — многодетная семья все же получила желаемый участок, только вот размер арендной платы был пересчитан с учетом рыночной оценки.

Похожая ситуация сложилась у фермера Александра Черепанова из Шатровского района. Решив расширить свои посевные площади, он подал в муниципалитет заявление на оформление договора аренды. Вдруг после публикации извещения у него появился конкурент из Красноярска. Торги еще не назначены, и никакой информации от соперника пока не поступало, но Александр Черепанов полагает, что красноярец вряд ли заинтересован в приобретении пашни в Зауралье.

Некоторые фермеры уже сталкивались с подобным сценарием развития событий — иногородние конкуренты незадолго до аукциона предлагали им отозвать свои заявки в обмен на определенную денежную сумму.

Либерализация законодательства и широкий доступ к информации привлекли в сферу имущественных отношений любителей легко заработать. Они подают заявки на участие в земельных аукционах, а затем предлагают заинтересованному лицу за деньги отозвать свои заявки и не увеличивать тем самым стоимости аренды.

В земельном департаменте заявили, что занимаются такими махинациями обычно одни и те же лица. Здесь их уже знают поименно. Эти персонажи хотят участвовать почти во всех земельных торгах, проводимых в Зауралье. Кстати, территория деятельности мошенников не ограничивается Курганской областью, дельцы успели «наследить» и в других регионах.

Основные моменты

Фото 2

Территория России включает в себя огромное количество земельных ресурсов, часть из которых не распределена и ни кем не используется.

По умолчанию все земли, не имеющие собственника, принадлежат государству. Но любое заинтересованное лицо имеет возможность получить в пользование участок земли.

Причем если отсутствуют средства для выкупа его в собственность, можно оформить аренду. Сторонами сделки выступают наниматель – физическое или юридическое лицо и арендодатель – государство или муниципалитет.

Принцип оформления аналогичен стандартной сделке аренды, но есть и некоторые особенности.

Так при выборе территории нужно учитывать соответствие земли определенной категории и деятельности, которую планирует осуществлять арендатор.

Использование земли без учета целевого назначения считается нарушением и поводом для изъятия участка из пользования.

К примеру, если арендатор оформил аренду участка под ИЖС, а сам использует землю под киоск или под автомойку, то это признается нецелевым использованием.

Существуют и ограничения по видам земель, передаваемых в аренду. Некоторые виды участков запрещается передавать во временную эксплуатацию.

Так не получится арендовать земли, принадлежащие к территории:

  • заповедников, парков, природоохранных зон;
  • особых ведомств РФ – ФСБ, вооруженных сил;
  • закрытых административно-территориальных образований;
  • захоронений химических, радиоактивных отходов;
  • объектов, предназначенных для охраны государственных границ;
  • приграничных зон.

Самостоятельно выбирая участок для аренды, нужно учитывать категорию земли, разрешенный вид использования и принадлежность. Игнорирование данных факторов может стать причиной отказа в аренде.

Что нужно знать

Аренда государственной земли может быть краткосрочной и долгосрочной. В первом случае подразумевается передача участка в пользование на срок от 1 года до 5 лет.

Обычно такой вид аренды применяется в случае строительства или реконструкции объектов. По завершении договорного периода можно продлить срок аренды.

Длительная аренда может оформлять на срок от 5 до 49 лет. Данный вариант выбирается при строительстве дома, ведении личного подсобного хозяйства или когда арендатор планирует в последующем выкупить землю.

Долгосрочная аренда является оптимальным вариантом для юридических лиц, когда целью выступает развитие промышленной или коммерческой деятельности.

Также существует и такой вариант как бессрочная аренда. В этом случае срок не оговаривается и в договоре фиксируется только предельная длительность, равная 49 годам.

В любой момент любая из сторон может разорвать договор, предварительно уведомив другую сторону. Что касается видов аренды, то они различаются по видам предполагаемого использования земли.

Можно арендовать участок для таких целей, как:

  • возведение объекта недвижимости;
  • ведение подсобного хозяйства;
  • занятие садоводством и огородничеством;
  • обустройство фермерских угодий.

Преимущества и недостатки такой сделки

Аренда государственной земли имеет как плюсы, так и минусы. К недостаткам можно отнести следующие моменты:

Арендуя государственную землю, важно помнить, что это такой же объект чужой собственности, как и любое другое частное имущество.

Потому возможности использования земли всецело регулируются договором, заключенным с собственником.

Но есть и свои преимущества в получении от государства земли в аренду. Это:

  • использование земли при отсутствии средств для покупки участка;
  • долгосрочная аренда (49 лет достаточно долгий срок, практически пользоваться землей можно пожизненно);
  • возможность выкупа земельного участка по истечении срока аренды;
  • вероятность сдачи земли в субаренду, если получено разрешение собственника;
  • строительство на участке различных объектов, в том числе и ИЖС;
  • использование природных ресурсов на территории (полезные ископаемые, лес и т. д.).

Кроме того плюсом можно считать и возможность досрочного расторжения договора аренды. Если по какой-то причине участок стал не нужен, можно его вернуть.

Важный нюанс! Максимальный срок аренды доступен не во всех случаях. На 49 лет участок предоставляется, если:

  • арендатор является собственником объекта, ранее построенного на участке;
  • земля используется для с/х нужд;
  • на территории располагаются линейные объекты (ЛЭП, газопровод, иные коммуникации).

Земли под ИЖС предоставляются в аренду максимум на 20 лет. Но, как правило, этого срока достаточно для строительства дома и последующего выкупа земли.

Действующие нормативы

Основным документом, регулирующим правоотношения по аренде земли, является Земельный кодекс РФ.

Кроме того отдельные нормы регламентируют следующие правовые акты:

  • ФЗ № 217 от ;
  • ФЗ № 334 от ;
  • ФЗ № 171 от ;
  • ФЗ № 181 от ;
  • Постановление Правительства РФ № 582 от ;
  • ст. 620—621 ГК РФ.

Арендовать землю у государства не так сложно, как может показаться на первый взгляд. За последние годы процедура значительно упростилась благодаря существующей судебной практике и изменениям земельного законодательства.

Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду считается одной из обязанностей органов власти. Но вместе с тем нельзя гарантировать, что гражданин получит в пользование понравившийся надел.

Общепринятый порядок предполагает предоставление земли в аренду по итогам торгов. Победителем признается лицо, предложившее самую высокую арендную плату.

Без проведения аукциона получить землю в аренду могут только отдельные категории граждан:

  • лица, причисленные к льготным категориям;
  • собственники объектов на арендуемой земле;
  • лица, занимающиеся крестьянско-фермерским хозяйством;
  • граждане, арендующие землю под ИЖС или ЛПХ;
  • лица, у которых земля была изъята под госнужды.

Продолжительность аренды земель регулирует п.8 ст.39.8 ЗК РФ. В частности срок аренды зависит от цели использования участка.

Как получить землю в аренду у государства по упрощенной схеме

Фото 3

Скачать образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду можно здесь

Для того чтобы воспользоваться упрощенной схемой аренды территории у государственных структур, необходимо осуществить следующие действия:

  • Заключить договор с уполномоченным кадастровым инженером, сформировать схему выбранного участка территории;
  • Явиться в администрацию поселения с заявлением, в котором необходимо указать просьбу заранее согласовать возможность выделения земли из резервов государства для передачи прав на землю частному лицу путем аренды. В тексте обращения обязательно укажите просьбу передать права на землю без организации аукционных торгов. К заявлению сразу прикрепите схему участка, составленную по всем правилам кадастровым инженером, кроме этого, подробно опишите причины такого желания получить землю в аренду без аукциона;
  • Сотрудники администрации сначала принимают заявление к рассмотрению, затем публикуют сведения на официальных информационных порталах поселения. Далее в одностороннем порядке глава администрации поселения принимает решение о передаче земли заявителю, но через проведение процедуры уточнения границ выбранного участка. Если участок не сформирован, то проводятся работы по межеванию и формированию границ участка. Письменное решение администрации обязательно доставляется инициатору;
  • При этом учтите, что в случае принятия положительного решения в отношении несформированного участка земли, заявитель сам за свои средства должен осуществить процесс межевания территории участка, который намерен взять в аренду у государства. Итогом деятельности заявителя становится факт получения кадастрового паспорта на участок земли;
  • После этого, необходимо явиться в администрацию с заявлением о согласовании возможности получения земли от государства путем аренды и подписать договор аренды с исполнительной властью муниципального образования;
  • Если подписанный документ на руках у заявителя, то вместе с ним и паспортом отправляйтесь в Росреестр и регистрируйте полученные права на участок земли.

Аренда земли с правом выкупа.

Как взять землю в аренду у государства на 49 лет, читайте тут.

Как арендовать землю у государства, читайте по ссылке: 

Какие участки можно арендовать?

Фото 4

Используются земли, которые относятся к публичной собственности, но при соблюдении ряда условностей:

  • эту землю разрешено арендовать;
  • участок состоит на кадастровом учете;
  • будет возможно подключить здесь коммуникации.

Разрешенная земля не должна содержать на своей территории:

  1. заповедники и парки;
  2. гос. учреждения, здания для религиозных собраний, военные гарнизоны, др.;
  3. постройки пограничной службы;
  4. захоронения;
  5. опасные производственные постройки (АС).

Конкретные виды для аренды земель у государства:

  • участки под постройку личного жилья;
  • с/х назначения;
  • делянки дачных, садовых кооперативов;
  • участки, что выдавались до сентября 2006 г. для занятий садоводством.
При упрощенной форме инициатор самостоятельно находит подходящий надел, оформив кадастровый номер.
Фото 4

Как взять землю в аренду у администрации сельского поселения

Аренда земли сельскохозяйственного назначения для выпаса и разведения животных, выращивания овощей, фруктов и зерновых культур, не предполагают строительства жилого дома. Однако строить можно на землях под личное подсобное хозяйство, правда лишь на 10% площади. Кроме того, на участке под ЛПХ можно легально выращивать овощи и животных, организовать производство по переработке продукции.

Нормативные документы сельских поселений публикуют на сайте администрации района. Ещё на таких сайтах размещают извещения о проведении торгов по аренде земли сельскохозяйственного назначения и их цены. Постановление администрации сельского поселения, об утвержденном порядке аренды, можно получить лично в администрации поселения или района. 

Как оформить ЛПХ и начать зарабатывать

Как оформить КФХ и получить субсидию от государства

Как взять землю в аренду в Московской области

Московская область является субъектом Федерации, а все законодательные акты государства распространяются на субъект в равной степени — значит различий в процедуре аренды нет. А вот кадастровая стоимость земель в Подмосковье и, как следствие, стоимость аренды — в несколько раз ниже, чем в Москве.

Кроме того, с марта 2019 года Администрация Московской области бесплатно осуществляет муниципальную услугу «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности для сдачи в аренду» через интернет. В рамках оказания услуги заинтересованному лицу предоставляется информация о свободных объектах не обремененными правами 3-их лиц, имеющихся в муниципальном фонде и предназначенных для сдачи в аренду. Срок предоставления информации не более 3-х дней. Для обращения вам потребуется только заявление установленной формы и паспорт.

В соответствии с административным регламентом основания для отказа в предоставлении данной Муниципальной услуги отсутствую. Однако заявитель может получить уведомление об отсутствии у Муниципалитета земельных участков предназначенных для сдачи в аренду.

Далее выбираете себе из списка, предоставленного Администрацией, земельный участок и подаете заявление на его аренду. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Московской области (как и любых других регионов РФ), осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.

Но мы с вами уже знаем, что взять землю в аренду можно и без торгов.

Как арендовать землю в МО через интернет и без торгов

С заявлением о предоставлении услуги через интернет могут обратиться физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Чтобы подать заявление в электронном виде заявителю (представителю заявителя) нужно авторизоваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). При авторизации через ЕСИА заявление считается подписанным простой электронной подписью заявителя (представителя заявителя, уполномоченного на подписание заявления).

Порядок действий следующий:

  1. Открываем сайт госуслуг Московской области;
  2. Вводим название города или района. Например, Истра;
  3. Нажимаем «Получить услугу» и выбираем необходимые параметры;
  4. Цель вашего обращения: «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или собственность на торгах»;
  5. Подходящий случай: «Предоставление земельного участка на торгах, сведения о котором не внесены в ЕГРН»;
  6. Категория заявителя: «Физическое лицо»;
  7. Кто подает заявления: «Заявитель»;
  8. Способ обращения: «РПГУ»;
  9. Нажимаем «Заполнить форму» и после авторизации через ЕСИА заполняем электронную форму заявления;
  10. Далее прикрепляем электронную форму заявления, копию паспорта и, в случае если испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Если испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, то достаточно сделать скриншот публичной кадастровой карты, нарисовать на нем нужный участок и вставить полученный рисунок в вордовский файл;
  11. Отправляем заявление с приложенными документами на рассмотрение;
  12. Далее Администрация поставит найденный вами земельный участок на кадастровый учет и подготовит аукцион. Если кроме вас других участников на участие в аукционе не заявится, то, со слов куратора услуги по аренде земель в Московской области Гаврилюка Игоря Игоревича, которому я задавал вопрос в присутствии с других сотрудников Администрации, — вам,  как единственному участнику торгов, предложит заключить договор аренды с начальной арендной ставкой и без проведения аукциона.

Срок предоставления услуги по аренде земельного участка через интернет составляет:

  • 68 рабочих дней для земель, сведения о которых внесены в ЕГРН;
  • 148 дней для земель, которые еще не стоят на кадастровом учете. 

Обратите внимание, что при прямом обращении в Администрацию со схемой расположения земельного участка — срок рассмотрения заявления составит всего 30 дней.

Решение о предоставлении земельного участка принимает Администрация муниципального образования, на территории которого расположены земли. Далее положительные решения направляются на согласование Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области. Если у вас нет возможности подать заявление в электронной форме, вы можете обратиться с документами в МФЦ Московской области.

Как найти ликвидный земельный участок под ИЖС в Московской области

Сроки аренды

Фото 6

Договора об аренде бывают двух типов:

  • срочные – в этом случае оговорены даты действия документа;
  • бессрочные – не имеют временных границ.

Для первой категории договоров законом оговорены определенные нормы:

  1. сельскохозяйственные земли, эксплуатируются не дольше 49 лет;
  2. если эта территория выделена для гос. событий – даты оговариваются отдельным соглашением.

Срок эксплуатации возможно продлить, перезаключив документ или составив дополнение. Тогда можно изменить и основные условия, касательно сроков, цены, ограничений. Арендатор решает сам, нужно ли ему продление.

Но все это возможно лишь в виде исключения:

  • если первый раз не было аукциона;
  • земля взята под садоводство;
  • необходимо продлить строк еще на 3 г., чтобы завершить стройку.

При других обстоятельствах пролонгировать дату окончания договора можно лишь повторно выиграв торги.

Государство отдает участки в аренду на срок не менее года, но не более 49 лет.

Двадцать лет – если надел взят под строительство дома, для подсобного хозяйства. 3 года – под огород. Подробнее о том, как именно взять участок под строительство дома и на каких условиях это можно сделать, мы рассказывали здесь.

Если дом не успели построить, а договор продлить невозможно – земля изымается и снова выставляется на торги.

Финансовые расходы

Фото 7

Подготовительный период перед аукционом производится за счет инициатора (арендатора) – оплата пошлины при составлении заявления, оформление делянки в кадастровой службе, оплата услуг юриста (при проведении правовой проверки участка), др.

Уточнение: если вы оплатили присвоение кадастрового номера участку, но проиграли торги – победитель вернет вам эту сумму.

Из чего складывается стоимость аренды

Плата за аренду составляется в зависимости от потребительских качеств данной земли.

Условия формирования цены описаны в договоре и могут меняться, не чаще раза в год. Цена может иметь вид:

  • назначенной суммы, что была согласована при оформлении договора (с учетом кадастровой оценки и зонального коэффициента Кт);
  • доли от прибыли;
  • в виде услуг арендатора в пользу арендодателя;
  • части имущества.
Существуют базовые годовые расценки оплаты за аренду (Бс), это и есть основанием установления цены в каждом отдельном случае, оглядываясь на площадь участка (S).

Подробно о том, из чего складывается стоимость аренды земли у государства и как ее рассчитать, узнаете из этого материала.

Как взять землю в аренду в Москве

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки. Кроме того, на аукционах по аренде земель Москвы, сумма шага торгов (арендная плата), как правило, увеличивается в геометрической прогрессии (2 4 8 16 и более процентов от кадастровой стоимости в год).

Поэтому я рекомендую брать в аренду примыкающие к границам столицы участки в Московской области (инструкция ниже).

Кто может арендовать землю у администрации Москвы

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.

Последние изменения

С 1 марта 2019 г. прием запросов на предварительное согласование предоставления земельного участка от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. 

В мае 2019 года Парламент РФ одобрил законопроект о выделении земельных участков под строительство многоэтажных домов без торгов. На землю будут рассчитывать инвесторы, которые смогут решить жилищные проблемы обманутых участников долевого строительства.

В ноябре 2018 Москва впервые продаст земельные участки под ИЖС без торгов. Во что по этому поводу говорит Максим Гаман, Министр Правительства Москвы и руководитель Департамента городского имущества:

«Победители торгов смогут арендовать участки для индивидуального жилищного строительства в течение 1,5 лет. Если арендаторы за это время возведут на участках объекты капитального строительства и выполнят все условия договора, у них будет возможность перейти на долгосрочную аренду земли в течение 49 лет, либо выкупить арендуемый участок у города и стать его полноправным собственником».

Вопросы и ответы

На карте сайта росреестра нашёл подходящий для меня участок в посёлке для строительства дома. Хочу взять его в аренду у государства. Слышал что муниципалитет должен провести аукцион на землю и если его выиграешь или конкурентов не будет, то земля твоя.

1. Куда нужно обращаться?

2. Какие бумаги нужно собирать?

3. Нужно ли мне проводить межевание? Какие ещё геодезические работы нужно проводить?

4. В случае проигрыша в аукционе, мне должны будут возместить расходы за подготовку участка к торгам? На что ссылаться?

5. Сколько времени на это уйдёт?

Эксперт:
1. Куда нужно обращаться?
Артём

Артем! В соответствии с

Статья 39.6 Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных «пунктом 2» настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено «подпунктами 6» и «8» настоящего пункта;
6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;
8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных «статьей 39.20» настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных «пунктом 5» настоящей статьи;
11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в «пункте 2 статьи 39.9» настоящего Кодекса;
12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным «законом» «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со «статьей 39.18» настоящего Кодекса;
16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;
21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;
22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение;
23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;
26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;
29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;
31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в «подпункте 31» настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с «пунктами 3» и «4» настоящей статьи.
3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных «пунктом 13», «14» или «20 статьи 39.12» настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в «пункте 3» настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным «пунктами 1» и «2 статьи 46» настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные «подпунктами 1» — «30 пункта 2» настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в «подпункте 1» настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один.
Эксперт:

Артем!

Весь порядок предоставления земельного участка в аренду полностью описан в Земельном кодексе РФ в главе V.1

Если говорить в кратце

1. Куда нужно обращаться?
Артём

В органы местной власти (администрацию города, района

Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков[Земельный кодекс РФ] [Глава V.1] [Статья 39.2]

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).
2. Какие бумаги нужно собирать? 3. Нужно ли мне проводить межевание? Какие ещё геодезические работы нужно проводить?
Артём

Перечень необходимых документов имеются в отделах при администрациях, как правило это земельные комитеты, департаменты имущественных отношений и т.д.

Межевание участка должно проводиться за счет администрации.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
[Земельный кодекс РФ] [Глава V.1] [Статья 39.11]

1. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
2. Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
5. Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
7. В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
4. В случае проигрыша в аукционе, мне должны будут возместить расходы за подготовку участка к торгам? На что ссылаться? 5. Сколько времени на это уйдёт?
Артём

Вы по закону никаких издержек нести не должны, а значит Вам нечего возмещать.

Причем это процедура может занять как минимум 2-3 месяца.

Эксперт:

Артём! В дополнение к указанному коллегами, хотелось бы отметить следующее. Прежде чем обращаться в органы местного самоуправления, обратите внимание на категорию земель и вид разрешенного использования, ограничения и обременения, чтобы не получить в дальнейшем отказ. Вы также можете получить сведения о выбранном земельном участке из ГКН и ЕГРП (через сайт Росреестра). Земельные участки могут предоставляться гражданам не только в аренду, но и в собственность без торгов. Прилагаю приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (ред. от 10.02.2016) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258), Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 28.02.2015. В данном письме разъясняется, кто имеет право на получение земельного участка без торгов, на каком праве аренда, собственность) и какие документы необходимо приложить к заявлению. По поводу сроков, обычно после подачи заявления гражданином, администрация размещает извещение+необходимые документы на сайте торги. гов 1 месяц для того, чтобы заинтересованные лица смогли подать заявления для участия в аукционе. Если по истечении месяца (срок окончания подачи заявлений также указан на сайте), никто больше не подаёт заявление, с Вами заключается договор (либо об аренде, либо о передаче в собственность). А если кто-то ещё подаст заявления для участия в аукционе, то срок… соответственно увеличивается из-за подготовки к аукциону.

Эксперт:

Артём, полностью согласна с коллегами Вам необходимо подать заявление для участия в аукционе, предварительно узнав каковы условия, это Вы можете узнать обратившись непосредственно к организатору проведения такого аукциона или соответственно группе организаторов на соответствующем портале gov.ru. Также Вам необходимо будет подготовить в рамках данного аукциона перечень необходимых документов. Также всю информацию в данном случае Вы можете узнать в отделе при администрациях, которые проводят данный аукцион, но как правило лучше всю информацию лучше предварительно узнать из Интернета, на торговой площадке, где проводиться данный аукцион.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://law03.ru/land/article/kak-arendovat-zemelnyj-uchastok-u-gosudarstva
  • https://law247.ru/land/arenda-zemli-u-gosudarstva/
  • https://zembaron.ru/ekonomiya/kak-vzyat-zemlyu-v-arendu-u-administraczii/
  • http://jurist-protect.ru/kak-vzjat-v-arendu-zemlju-u-gosudarstva/
  • http://uropora.ru/zemlya/zemlya-v-arendu-u-gosudarstva-po-zakonu.html
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/arenda-zu/u-gosudarstva
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий